Общее описание
HR-бизнес-партнер — это специалист в области управления персоналом,
принимающий непосредственное участие в бизнес-планировании и реализации кадровой
стратегии компании. Это менеджер, который ответственен за решение всех вопросов,
касающихся вопросов управления персонала, применительно к какому-либо
подразделению. Существует и другой вариант, при котором он несет ответственность
за подразделение в одном или нескольких регионах. HR-бизнес-партнер представляет
собой, по сути, внутреннего HR-консультанта, который работает внутри компании,
помогая руководителям отделов/ департаментов решать различные кадровые вопросы и
разрабатывать организационные решения, позволяющие персоналу максимально
эффективно реализовывать свой потенциал.
Образование
Система высшего образования до сих пор не настроена на «массовое
производство» специалистов в области управления персоналом, поэтому основные
знания HR-специалисты получают уже в процессе работы, а также принимая участие в
специализированных треннинговых программах. В любом случае, наряду с базовым
вузовским образованием, приветствуется второе высшее — экономическое или
управленческое — со специализацией «теория организации» или «корпоративный
менеджмент».
Что касается дополнительного образования, позволяющего HR-менеджеру выйти на
уровень, соответствующий HR-бизнес-партнеру, то существует большое количество
возможностей повысить свой профессиональный уровень. Отличным дополнением к
опыту станут знания и навыки, приобретенные в ходе стажировок в западных
компаниях, уже принявших на вооружение модель HR-бизнес-партнерства.
Смежные профессии
HR-бизнес-партнер — относительно новое явление для отечественного рынка.
Подобного рода специалисты достаточно редки и востребованы в основном в крупных
компаниях (в большинстве своем западных). Возможность перехода в статус партнера
из других областей деятельности компании крайне невелик. HR-бизнес-партнер —
опытный специалист в области управления персоналом, чьи профессиональные навыки
дополнены развитыми лидерскими качествами. Стоит также отметить, что подобный
«партнерский» статус является номенклатурным по отношении к HR-направлению и, по
большей части, данную вакансию закрывают внутренними кандидатами, проработавшими
в компании не один год.
Функциональные обязанности
Функции HR-бизнес-партнера зачастую зависят от уровня вовлеченности в
бизнес-процессы компании, тем не менее, существует общий для позиции набор
стандартных обязанностей:
- Разработка и реализация стратегического плана работы с персоналом, начиная
от рекрутинговой политики и заканчивая формированием критериев выбора внешних
провайдеров.
- Внедрение и соблюдение основных HR-политик и процедур.
- Организационная и контролирующая работа в области HR при открытии филиалов и
подразделений компании в новых регионах (планирование и согласование штата,
руководство подбором персонала в соответствии с требованиями компании и местной
спецификой, организация обучения новых сотрудников на местах и т. д.).
- Последующая координационная работа с HR-службами региональных
представительств компании.
- Методическая поддержка руководителей, включающая консультацию по вопросам
управления персоналом.
- Взаимодействие с внутренними заказчиками в рамках реализации тех или иных
HR-задач.
- Разработка и проведение HR-проектов.
К специфическим функциям HR-бизнес-партнера относятся вопросы наиболее
быстрого и эффективного освоения HR-инструментов руководителями/ менеджерами
компании и корректировки руководителей в управлении подчиненными, разработка
стратегии работы с персоналом. Помимо этого, бизнес-партнер должен налаживать
обратную связь с руководителями/ менеджерами, принимать участие в
бизнес-совещаниях.
Основная задача HR-бизнес-партнера — грамотно организовать процесс
удовлетворения нужд организации в сфере управления персоналом. Приведем пример:
отделу продаж необходимо в кратчайшие сроки увеличить персонал. Задача
HR-бизнес-партнера — определить задачу, организовать работу отдела по подбору и
эффективно контролировать этот процесс. При этом совсем необязательным является
его непосредственное участие в данных процессах. Его действия призваны скорее
координировать процесс, направлять в нужную сторону, нежели целиком им
управлять.
Навыки/личные качества
Бизнес-партнерство предполагает непосредственное участие в бизнес-процессах
компании в связке с ключевыми руководителями бизнеса. Тем самым, от кандидата на
данную позицию требуется организационно-управленческий опыт не менее 5 лет, что
позволит будущему партнеру функционировать «на равных» с топ-менеджментом.
Статус HR-бизнес-партнера предполагает наличие теоретического понимания и
практического владения методами управления персоналом. Опыт разработки и
внедрения HR-процессов плюс навыки кадрового консалтинга (получить которые
возможно благодаря участию в проектной HR-деятельности) становятся одними из
приоритетных требований со стороны работодателя. Предварительная разработка
презентационного бизнес-проекта, связанного с эффективным управлением людскими
ресурсами, может существенно повысить ваши шансы стать HR-бизнес-партнером.
Плюсы и минусы профессии
Несомненным плюсом профессии являются интересные проекты, связанные с
выполнением тех или иных HR-задач. Преимуществом может быть и бонусная
заработная плата, выплачиваемая HR-бизнес-партнеру от процентов, получаемых в
ходе выполнения задач подведомственному ему направлению бизнеса.
Минус сам по себе является плюсом, так как для того, чтобы быть успешным
HR-бизнес-партнером, необходимо помимо достойного опыта работы, знаний в области
управления персоналом, быть экспертом именно в бизнесе компании-работодателя,
глубоко знать специфику бизнеса, продукции, услуг.
Минусом данной позиции является отсутствие прямого профессионального опыта,
получаемого в ходе работы. Сама специфика функций делает эту позицию
«тупиковой»: новых знания и навыки вряд ли возможно получить. Поэтому вряд ли
кто-то возьмет HR-бизнес-партнера на позицию директора по персоналу без
дополнительного управленческого образования.
Большим недостатком позиции является также уровень ответственности, лежащий
на таком менеджере. Помимо роли эксперта в таких ключевых областях HR как подбор
персонала, взаимоотношения сотрудников, компенсации, обучение и развитие, от
партнера ожидается адекватное понимание бизнес-процессов компании, что само по
себе является непрофильным знанием для специалиста в HR. Если допускается
ошибка, воспринимать HR-бизнес-партнера его коллеги будут в качестве дилетанта,
решившего действовать в далекой от него сфере практического бизнеса.
Оплата труда
Зарплата напрямую зависит от понимания, которое вкладывается в позицию
HR-бизнес-партнер в той или иной компании. Либо такой менеджер может быть
руководителем HR-отдела, либо же он — Recruitment & Development Manager;
либо — HR-менеджер не очень большой компании. C учетом процента за выполняемые
«партнерские» функции, складываются расценки в размере 150–180 000 рублей в
месяц.
Перспективы
Один из минусов для всех специалистов HR-сферы — сложность перехода как в
другие направления, так и доступ в руководящий состав компании.
Бизнес-партнерство является тем компромиссным вариантом, с помощью которого
амбициозный HR-менеджер может строить свои далеко идущие карьерные планы. Сам по
себе, статус бизнес-партнера для заместителя директора по персоналу предполагает
новые перспективы роста без замещения своего непосредственного руководителя,
тогда как для самого директора переход в партнерскую функцию означает
существенное повышение собственной значимости в компании.
Евгений Лаптев, Вера Анисцына
По материалам «Планета
HR»